Отримуйте інформацію лише з офіційних джерел
Єдиний Контакт-центр судової влади України 044 207-35-46
В Верховной Раде решили конкретизировать, в каких случаях суд сможет отказать организаторам в праве провести мирное собрание. Однако предложения содержатся в нескольких инициативах. Единства в этом вопросе нет даже среди оппозиции.
Снимайте маски!
После активизации акций протеста активизировались и народные депутаты. Они решили урегулировать правила проведения таких мероприятий. При этом одновременно предлагают как усилить требования к участникам митингов, так и упростить жизнь организаторам демонстраций.
Свое недовольство тем, что митингующие прячут лица под масками, выразил «регионал» Вадим Колесниченко. Он подготовил проект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно усиления мер противодействия экстремистской деятельности)» (№2600а).
«Основная функция государства — защищать своих граждан. Но оно не способно ее выполнять, если во время массовых или общественных акций сами граждане будут скрывать свои лица и тем самым препятствовать идентификации, создавать иллюзию вседозволенности и безнаказанности», — отмечает нардеп. По его мнению, человек, который на массовых акциях надевает маску, если и не планирует, то по крайней мере допускает возможность совершения преступления.
Парламентарий считает, что на тех, кто во время митингов скрывает лицо под маской, шарфом или капюшоном, следует налагать штраф в размере от 50 до 200 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (850—3400 грн.). В некоторых же случаях за такие действия можно будет попасть в тюрьму на срок до 1 года.
В.Колесниченко отмечает, что подобные законы уже приняты во Франции, Бельгии и Швейцарии.
Раньше о необходимости запретить демонстрантам скрывать лица уже говорили в МВД. Это, в частности, объясняли трудностями с идентификацией активистов, бросавших снежки в нардепов.
Однако эксперты от инициативы не в восторге. В частности, как заявляли председатели объединения «За свободу мирных собраний», такие изменения противоречат международным стандартам. Правозащитники в свою очередь предлагают обязать правоохранителей иметь специальные нашивки на форме, чтобы в случае нарушения закона милиционерами, их можно было привлечь к ответственности.
Две редакции
Почти одновременно с предложением В.Колесниченко в парламенте был зарегистрирован законопроект «О свободе мирных собраний» (№2508а-1), внесенный группой «ударовцев». Правда, его можно считать «младшим братом» инициативы под №2508а. Данный документ несколькими неделями раньше совместно подали представители трех фракций — ВО«Батьківщина», Партии регионов и КПУ.
Хотя между двумя инициативами есть некоторые отличия, в целом документы похожи, поэтому один из авторов первого проекта — представитель «Батьківщини» Андрей Шевченко — даже сказал, что отличия между ними лишь редакционные.
Авторы обеих новаций, помимо прочего, пытаются решить проблему определения оснований для запрещения митинга. Сейчас ст.39 Конституции предусматривает, что ограничения могут устанавливаться «в интересах национальной безопасности и общественного порядка — с целью предупреждения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей». Эксперты уже давно обращают внимание на возможность слишком широко трактовать это положение, что позволяет при желании запретить едва ли не любую акцию. В прошлом году даже был составлен рейтинг самых бессмысленных, по мнению правозащитников, запретов на проведение мирных собраний. Так, гражданам не разрешили провести митинг 4 июля, сославшись на то, что в День независимости США высока вероятность терактов.
В проектах предусмотрен полный список оснований для ограничения проведения мирных собраний. Среди них — направленность на ликвидацию независимости Украины или изменение конституционного строя насильственным путем, необходимость защитить государственный суверенитет и территориальную целостность государства. Также суд сможет запретить акцию, если она пропагандирует войну, насилие, разжигает межэтническую, расовую, религиозную вражду. Согласно обоим проектам митинги будет разрешено отменять в случае введения чрезвычайного положения или карантина из-за распространения инфекционных болезней.
Вместе с тем проект №2508а предусматривает возможность запрещения и в случае, если мероприятие направлено на нарушение основополагающих прав и свобод человека. «Ударовцы» же предлагают от этой нормы отказаться. Вероятно, считают, что ее можно слишком широко трактовать. Также в их проекте нет положения о том, что проведение мероприятия может быть запрещено из-за того, что участники могут применить физическую силу и оружие.
Бросаются в глаза и разные подходы к уведомлению органов местного самоуправления о желании провести мирное собрание. В проекте №2508а предлагается обязать организаторов подавать соответствующую информацию не менее чем за 48 часов. «Ударовцы» же считают, что для этого достаточно и 6 часов и только в случае, если предполагается, что на акции будет более тысячи человек, о ней следует объявить за сутки.
Вместе с тем заместитель министра внутренних дел Виктор Ратушняк оптимальным считает уведомление о мероприятии за 48 часов. Это позволит правоохранителям подготовиться. К тому же над совместным проектом работали представители общественных организаций, его положения — результат компромиссов. Поэтому вряд ли альтернативная инициатива сможет собрать в сессионном зале необходимое количество голосов. Если же парламент и поддержит какой-то из предложенных документов, то это, очевидно, будет именно проект, согласованный фракциями, а не подготовленный представителями одной партии.
Прямая речь
ДМИТРИЙ ШПЕНОВ, фракция Партии регионов:
— В настоящий момент в Верховной Раде зарегистрировано много законодательных инициатив на этот счет, однако я считаю, что Украина 20 лет развивалась с действующим законодательством. Поэтому, по моему мнению, менять сегодняшние нормы не стоит.
ИГОРЬ МИРОШНИЧЕНКО, фракция ВО «Свобода»:
— Должны действовать такие правила, когда для проведения митингов достаточно лишь направить соответствующее уведомление. Однако власть хочет усложнить их организацию, обязав подавать уведомление за 15 дней. Очевидно, если ей удастся протянуть такие изменения, после этого митингов в Украине вообще не будет.
Кроме того, абсурдными являются запреты, например, на проведение митингов на ул. Банковой. По моему мнению, суд не может запрещать проводить митинги в том или ином месте, а тем более — на определенный период. Ведь проведение митингов — это проявление демократии.
Источник http://zib.com.ua