Отримуйте інформацію лише з офіційних джерел
Єдиний Контакт-центр судової влади України 044 207-35-46
Глава ГСА рассказал об оптимизации, новой штатной численности судей и бюджете.
Глава Государственной судебной администрации Зеновий Холоднюк проинформировал присутствующих на XV Съезде судей Украины о результатах работы Государственной судебной администрации в минувшем году и о перспективах на 2018 год. В своем докладе он акцентировал внимание на основных направлениях работы ГСА.
«На сегодняшний день продолжается судебная реформа, одним из этапов которой является оптимизация судов. Этот процесс неразрывно связан с определением количества судей в каждом суде, что непосредственно влияет на доступность правосудия в Украине», — отметил З. Холоднюк.
В первую очередь в своем докладе глава ГСА коснулся кадровых вопросов. Так, по состоянию на 1 января 2018 года была утверждена штатная численность судей местных и апелляционных судов, которая составляет 7235 должностей. Фактическая численность судей — 5515, без учета численности судей в судах, расположенных в зоне проведения антитеррористической операции и на временно оккупированной территории Автономной Республики Крым. Количество вакантных должностей составляет 1720 (24%) от штатной численности. Штатная численность сотрудников аппаратов апелляционных и местных судов по состоянию на 1 января 2018 года составила 28852 должности, из которых фактически заняты были 25232. Количество вакантных должностей — 3620 (12,5%) от штатной численности.
Кроме того, в 2017 году в соответствии с Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей» введена новая процедура направления судей в командировку как временного перевода в другой суд того же уровня и той же специализации. Основания для командирования судьи устанавливаются ГСА в соответствии с порядком, утвержденным решением Высшего совета правосудия. ГСА направила сообщения в Высшую квалификационную комиссию судей Украины о наличии оснований для командирования 319 судей. Из них указами Президента Украины уже переведены в другие суды 70 судей. Благодаря этому возобновлено надлежащее совершение правосудия в 37 судах. Также ГСА внесла ВСП и ВККС предложение относительно перевода 48 судей Донецкой и Луганской областей на вакантные должности без прохождения конкурса.
Далее речь шла об оптимизации системы судов в Украине. В 2017 году Президентом Украины был издан ряд указов о ликвидации, реорганизации и создании судов, вследствие чего количество местных и апелляционных судов сократилась до 377. На выполнение упомянутых указов ГСА будет осуществлять следующие мероприятия:
Для реализации этих мероприятий, последовательность действий ГСА следующая:
Еще один пункт доклада — финансовая составляющая деятельности судов.
С целью надлежащего финансового обеспечения деятельности судов, ГСА сделала решительные шаги в направлении реформирования системы бюджетирования на основе европейских стандартов.
Модель бюджетирования 2017 года направлена на достижение конкретных результатов, а именно:
Такие подходы дали возможность достигнуть существенного увеличения финансовых ресурсов в бюджете 2017 и 2018 годов. Учитывая рекомендации международных экспертов, ГСА разработала положение о порядке планирования расходов судов на основании ожидаемых результатов, рекомендованное Советом судей Украины еще в 2016 году. Определенная положением методика планирования базируется на понятных для общества результативных показателях работы системы правосудия.
Результативные показатели делятся на две категории:
Бюджетный запрос на 2017 и 2018 года формировался с учетом оптимального значения этих показателей. Основным показателем, который используется для планирования расходов бюджета суда, является модельное дело. Планирование бюджетных назначений на 2017-2018гг. более открытое и понятное обществу, что позволит получить на текущий год бюджетные назначения в сумме 13,5 миллиардов грн. Уровень удовлетворения потребности системы правосудия на 2018 год впервые за последнее время составляет 78%. С момента применения указанной методики показатель удовлетворения потребности вырос на 30%.
В 2018 году произошло увеличение расходов по всем направлениям в сравнении с предыдущим годом, а именно: социальные расходы —на 3,2 миллиарда гривен (43%) больше, чем в 2017 году; капитальные расходы — на 500 миллионов гривен (46%); другие текущие расходы — на 100 миллионов гривен (14%); коммунальные расходы – на 59 миллионов гривен (24%) в сравнении с бюджетом минувшего года. К концу текущего года эти показатели будут значительно выше за счет сверхплановых поступлений судебного сбора в специальный фонд государственного бюджета. Фактическое поступление судебного сбора в 2017 году составляет 2,9 миллиарда гривен при плане 2 миллиарда.
В 2017 году поступило судебного сбора за рассмотрение дел местными общими судами в сумме 948 миллионов гривен (32% от всей суммы поступлений), местными административными судами —648 миллионов гривен (22%), местными хозяйственными судами —528 миллионов гривен (18%).
Поступления судебного сбора за рассмотрение дел апелляционными судами в совокупности составили 754 миллиона гривен. Расходы на конец 2017 года, в сравнении с 2016 годом, выросли на более чем 3 миллиарда гривен или на 46%. Касательно фактических поступлений судебного сбора, к сожалению, рост не произошел, что обусловлено уменьшением количества дел на 5% и расширением круга льготников. По состоянию на сегодняшний день, если брать в сравнение фактические поступления в 2017 году, судебная система недополучает 50 миллионов гривен.
По инициативе ГСА внесены изменения в Закон Украины «Об исполнительном производстве», в соответствии с которыми взыскателем по судебным решениям о взыскании судебного сбора и о наложении штрафа, определена ГСА на смену органам Государственной фискальной службы.
В 2017 году судами Украины выдано около 300 тысяч исполнительных документов о взыскании судебного сбора и штрафа, как средства процессуального принуждения. Из них фактически исполнено 116 тысяч, что составляет 39% от общего количества, в то время как Государственной исполнительной службой исполняется максимум 7-9% таких документов. Сумма взысканий за 2017 год составила 530 миллионов гривен. Указанные показатели свидетельствуют о правильности и эффективности внесенных в законодательство изменений.
В 2017 году ГСА также занималась повышением социальных стандартов для работников аппаратов судов.
Среднее судейское вознаграждение в 2017 году составляло 25363 гривны и возросло, в сравнении с 2016 годом, на 3029 гривен (13,6%). В то же время, средняя заработная плата работников аппаратов судов в 2017 году составила 12044 гривны, что на 3819 гривен (46,4%) больше чем было в 2016 году.
Зеновий Холоднюк также уделил внимание вопросу материально-технического обеспечения судов. На сегодня общая площадь помещений, в которых располагаются суды, составляет 857000 м2 —всего 49% от необходимой площади, предусмотренной государственными строительными нормами Украины. В 2016 году этот показатель составлял 47% — 822000 м2. Такое увеличение стало возможным благодаря передаче в управление ГСА 19 административных помещений в Хмельницком, Ужгороде, Запорожье, Смеле и Чернигове общей площадью более 10 тысяч м2. Кроме того, подписано 7 общих приказов ГСА и других органов государственной власти касательно передачи помещений для размещения судебных учреждений в Житомирской, Киевской, Ивано-Франковской, Сумской и Харьковской областях.
Также в сферу управление ГСА переданы административные помещения Национального банка в Николаеве, Тернополе, Херсоне и Чернигове. На сегодня продолжается работа в аналогичном направлении. В результате суды получат в управление помещения общей площадью почти 145000 м2, что позволит существенно улучшить доступ граждан к правосудию. На сегодня 536 помещений (61%) судов находятся в сфере управления ГСА, то есть в государственной собственности. Остальные же используются судами на условиях аренды.
Одним из первоочередных заданий является также обустройство залов судебных заседаний. На сегодня местным и апелляционным судам необходим 1641 зал. В 2017 году было обустроено 35 дополнительных залов судебных заседаний. Кроме того, в некоторых судах было установлено ограждение из стекла, что позволит увеличить количество залов, для рассмотрения уголовных дел на 105 единиц. По состоянию на 1 января 2018 года была произведена замена 75% существующих металлических заграждений на стеклянные. До конца текущего года планируется установить еще 562 таких заграждения.
Апелляционные суды в полном объеме обеспечены камерами для временного содержания обвиняемых, подсудимых и осужденных, а местные общие суды — только на 73%. Работа в этом направлении продолжается.
После реконструкции и ремонта введено в эксплуатацию 21 помещение судов, капитальный ремонт проведен в 281 помещении.
По инициативе ГСА Министерством финансов в 2017 году были увеличены плановые показатели по специальному фонду государственного бюджета на 112,3 миллиона гривен для приобретения 219 служебных квартир для работников, которые переехали на подконтрольные украинской власти территории в связи с вынужденным перемещением государственных учреждений. По результатам анализа, в улучшении жилищных условий нуждается еще 658 судей и работников аппаратов судов.
Для обеспечения доступности помещений судов для маломобильных групп населения в 2017 году было установлено 77 пандусов, а для удобства лиц с нарушением зрения в 67 судах размещены указатели с дублированием информации рельефно-точечным шрифтом (шрифтом Брайля).
С целью выполнения требований процессуального законодательства Украины в местных и апелляционных судах было установлено 1500 систем видеосвязи и еще 353 системы приобретено в 2017 году. Это позволит увеличить количество проведенных судебных заседаний в режиме онлайн-конференции. Одним из первоочередных заданий остается приобретение средств информатизации: компьютерной техники, серверов, технических средств фиксации судебного процесса. В 2018 ГСА планирует обеспечить суды средствами информатизации в полном объеме.
Все участники процесса имеют возможность получить электронные процессуальные документы. На сегодня такой возможностью воспользовались около 46 тысяч юридических и 287 тысяч физических лиц, что позволило участникам судебного процесса оперативно получать процессуальные документы в электронном виде и сократить траты бюджетных средств. В 2017 году количество отправленных электронных документов возросло на 20 тысяч (7%) в сравнении с 2016 годом.
Подводя итог, глава ГСА назвал основные приоритеты деятельности ГСА в 2018 году:
После выступления к Зеновию Холоднюку поступили достаточно острые вопросы.
Дмитрий Свояк, судья Переяслав-Хмельницкого горрайонного суда Киевской области задал вопрос, который волновал практически всех:
«У нас уже есть информация о том, что в некоторых судах определили штатную численность, которая меньше чем фактическая численность судей, которые в этих судах работают. Утверждена ли модельная нагрузка на сегодня в установленном законе порядке? Учитывалась ли модельная нагрузка при определении новой численности? Соблюдена ли ч. 9 ст. 135 Закона «О судоустройстве и статусе судей» относительно определения судейского вознаграждения по отдельному коду классификации бюджетных расходов? Какая сумма средств, которая предназначалась на судейское вознаграждение, была сэкономлена за прошлый год и перераспределена между работниками судов и ГСА?»
Холоднюк отметил, что касается нагрузки, ГСА направила во все суды 2 расчета: расчет модельного дела и расчет новой нормативной численности.
«Я думаю, что для отдельных судов, в частности хозяйственной юрисдикции, первой инстанции, будет несколько шоковое состояние. Потому что нормативная численность, которая планируется, значительно меньше нынешней. Мы это сделали, чтобы вы реально понимали, как проводятся расчеты и откуда взялась новая нормативная численность. Основной показатель для нас — это статистика за прошлый год. Мы предоставили эту информацию для того, чтобы председатели судов и работники аппаратов разобрались в статистических отчетах, которые были поданы в территориальные управления ГСА, и выяснили, нет ли в них ошибки.
Если ошибки будут найдены, мы должны будем их исправить и внести соответствующие изменения в отчеты, поскольку от этого зависит новая нормативная численность судей. Эти расчеты сделаны на основании старых процессуальных кодексов, поэтому некоторые нюансы, закрепленные в новой редакции, не учтены. Но мы еще будем проводить консультации, насколько в связи с этим увеличатся сроки рассмотрения дел», — отметил глава ГСА.
Что касается распределения фонда заработной платы, З. Холоднюк рассказал, что фонд единый и не делится на судей и сотрудников аппаратов судов.
Также Зеновий Холоднюк добавил, что при формировании бюджета на 2017 г. ГСА никто не дал ответа относительно того, сколько судей пройдет квалификационное оценивание и, соответственно, получат повышенную заработную плату. «Мы самостоятельно посчитали, что 60% судей пройдут оценивание в 2017 г., а 40% не пройдут, и соответственно был оформлен фонд заработной платы», — подчеркнул глава ГСА.
То есть, из этого фонда зарплаты на содержание ГСА и ее территориальных управлений ни копейки не было распределено.
Также З. Холоднюк отметил, что при формировании бюджета на 2018 г. ГСА рассчитывала на то, что по состоянию на 1 января 2018 года все судьи пройдут квалификационное оценивание. Однако в этом году пришлось пересчитать и сформировать фонд нераспределенной зарплаты, который закрепили за ГСА в сумме 1 млрд 530 млн грн.
Вопрос судьи Ржищевского городского суда Киевской области Андрея Потапенко о реорганизации судебной системы звучал следующим образом: «По какой формуле ГСА будет определять, какой суд будет центральным? Каким образом дела будут передаваться после их распределения в центральных судах на филиалы? Обязуетесь ли Вы учитывать предложения председателей судов и собраний судей относительно оптимального необходимого количества судей в судах, поскольку этот вопрос является наиболее насущным в этом году?»
Создание окружных судов Холоднюк комментировать не стал, сославшись на то, что в соответствующих указах Президента эта процедура четко определена.
«Что касается нормативной штатной численности в будущих окружных судах, наши расчеты проведены с учетом официальных статистических данных, которые находятся в распоряжении ГСА. По нашей инициативе совместно с ВСП будет проведено совещание с председателями всех апелляционных судов. Только после того, как позиция будет согласована, соответствующие документы будут направлены на рассмотрение в ВСП, для того, чтобы он утвердил новую нормативную численность. Без согласования позиции по этому поводу я никаких приказов подписывать не буду», — заявил глава ДСА.
Относительно распределения дел существует два мнения: в окружные суды будут назначены или переведены судьи, и дела будут распределены между ними, либо же автораспределение останется в помещениях судов, где судьи работают на сегодняшний день. «Основная цель этого укрупнения, в первую очередь, это обеспечение доступа к правосудию» — подчеркнул Холоднюк.
Из зала прозвучал еще один вопрос: «Глава ВККС сказал, что от вас ожидают штатную численность и только тогда начнется процедура перевода судей. Назовите хотя бы приблизительную дату, когда это произойдет. И не кажется ли Вам существование двух автоматизированных систем распределения дел нонсенсом?»
Зеновий Холоднюк заявил, что к концу марта 2018 года будет определена новая нормативная численность судей, и соответствующие материалы будут направлены в ВСП для согласования. «Что касается автораспределения, это зависит не от меня. Коллегиально будет принято самое разумное решение по этому поводу», - отметил он.
Судья Обуховского районного суда Киевской области Александр Тиханский обратил внимание главы ГСА на то, что его отчете речь шла исключительно о достижениях, росте бюджета и заработных плат работников аппаратов судов, а о судьях, которые не прошли квалификационное оценивание, в отчете фактически ничего не сказано.
Холоднюк подчеркнул, что в отчете указана насчитанная сумма, а не та, которую работники получают на руки. Относительно судейского вознаграждения он добавил: «Такая проблема есть и мы понимаем, что это не совсем справедливо, но нормы закона таковы. Мы можем перейти на новые должностные оклады только после квалификационного оценивания. К сожалению, эта процедура непроста, но мы внесли соответствующие предложения касаемо этого: если судья сдал тесты и написал судебное решение, следует считать, что он подтвердил свою квалификацию. ВККС принимает соответствующее решение, и мы со следующего дня готовы перевести судью на новый должностной оклад. Единственное —придется внести изменения в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей», к сожалению, другого варианта на сегодняшний день нет».
Судья хозяйственного суда Житомирской области Алексей Омельянобратился к главе ГСА с таким вопросом: «Сегодня у судей хозяйственных судов первой инстанции случился информационный шок. Поскольку предложение ГСА уменьшить количество судейских должностей в нашем суде с 18 до 7, мягко говоря, не воспринимается. На предыдущем съезде Вы отметили, что та методика, по которой рассчитывается нагрузка, утверждалась Советом судей. Где можно ознакомиться с той методикой, которая применяется для такого расчета сейчас?»
Зеновий Холоднюк в ответ предложил судье отправить ему книгу методических рекомендаций относительно расчета штатной численности судей и отметил: «Статистика — вещь упрямая, «с потолка» никто ничего не брал. Нормативная численность определена на основании статистических показателей и уровня нагрузки. Внимательно проверьте свои статистические данные, если все показатели объективны — это один вопрос. Если кто-то где-то недоработал — то нужно внести соответствующие изменения в статистику и, как следствие, нормативная численность судей будет перерассчитана».
Один из делегатов также выразил недоумение по поводу того, при утверждении штатной численности, в первую очередь, учитывается мнение специалистов, которые разрабатывают соответствующие методики, в то время как мнение самих судей не принимается во внимание.
Глава ГСА ответил и на вопрос касаемо целесообразности существования территориальных управлений ГСА после создания окружных судов: «Я официально обратился к Верховной Раде и высказал позицию ГСА насчет процедуры ликвидации территориальных управлений как юридических лиц. Меня беспокоит тот факт, что после того как мы сделаем местные общие суды распорядителями бюджетных средств, может наступить полный коллапс в судебной системе. ТУ ГСА были созданы не просто так, и та система, которая на сегодняшний день работает, полностью себя оправдывает».
Последние два вопроса от делегатов опять-таки были связаны с созданием окружных судов: «Каким образом судьям будут компенсированы траты на проезд из суда-филиала в окружной суд, и как они должны туда добираться?»
Глава ГСА вновь акцентировал внимание на том, что вопрос автораспределения дел до сих пор остаточно не решен. «Если дела будут распределяться между судьями, которые работают в конкретном окружном суде, то все финансовые вопросы будут решены главным распорядителем бюджетных средств», — заявил Холоднюк.
«Касаемо логики создания окружных судов, основной критерий - близкое расположение районов. Максимальное расстояние между ними — 50 км. В первую очередь не должны пострадать люди, которые обращаются в суды. Они смогут обращаться в ближайший суд, а документы в электронном виде будут поступать в центральный» — заявил Зеновий Холоднюк.